Відкритий урок з російської мови (5 клас)
Вчитель Нідзельська А.О.
Тема: Слова, правописание и произношение которых не совпадают. Буква о и звук а.
Цели: сформировать понятие сильной и слабой позиции звука в русском языке, указать разницу между гласными звуками и буквами; развивать навыки и умения определять ошибкоопасные места в слове, в правописании безударной гласной о в корне слова; прививать любовь к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания( упр.165 на С.64)
2.Работа на карточках.
Поделить слова для переноса
Пароварка, пингвин, ежик, состюм, солнце, открытка, борщ, яблоко, линейка, подъезд, группа, звонить, портфель, мельком, радостный.
Расставить ударение в словах
Верба, алфавит, каталог, километр, звонит, столяр.
III.Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы должны усвоить понятие сильной и слабой позиции звука в русском языке, поработать над правописанием и произношением слов с буквой о.
- Работа над скороговоркой
Около кола колокола, около ворот коловорот.
IV.Восприятие и усвоение нового материала.
1.Выразительное чтение отрывка из стихотворения А.Плещеева(упр. 166 на С.65)
- Найдите слова с безударной О. Определите: возможны ли ошибки в написании этих слов?
-Списать стихотворение, сделать звуковой состав выделенных слов.
2.Соревнование на лучшего диктора.
Произнести слова в упр.167
3.Ознакомление с правилом написания и произношения буквы о.(С. 66)
4.Сравнительный анализ произношения слов с буквой о в русском и украинском языках (упр. 168)
V.Закрепление изученного материала.
1.Перевод текста на русский язык.
Осінь. Різнобарвна, розмаїта. Спочатку вона пишна, золота й сонячна, а потім сумна, дощова, холодна.
Восени дуже красиво. Листя на деревах постійно змінює колір, а згодом і зовсім опадає на землю, встилаючи її м’яким килимом.
2.Написание нескольких предложений.
3.Чтение текста «Поздняя осень»
- Словарная работа;
- Каким изображен лес поздней осенью?
- Почему только рябины не унывают?
- Кто лакомится ягодами рябины?
4.Работа над развитием речи. Пересказ текста.
5.Тренировочное упражнение.
- Выписать из текста по три слова, в которых буква о обозначает:
1) звук о 2) звук а в первом предударном слоге.
VI.Подведение итогов урока. Домашнее задание.
-Составить высказывание на основе трех предложнний:
На уроке я узнал…
Я учился…
Мне было…
-Выполнить упр. 174 (Б) на С. 67